За кулисами XVIII века.

Из истории русского придворного театра

28 сентября Галерея Тушино Объединения «Выставочные залы Москвы» приглашает на костюмированный концерт-спектакль
Даты проведения:
28 сентября в 16:00
2024

28 сентября в 16:00 в Галерее Тушино состоится концерт-спектакль «За кулисами XVIII века. Из истории русского придворного театра».
В 1760-е годы в регулярном парке графского поместья в Кусково устроили Воздушный театр под открытым небом. Среди актрис выделялась Прасковья Ковалева-Жемчугова, чей талант с детства развивали лучшие педагоги. Дочь кузнеца стала не только музой, но и женой самого графа. Романтическую историю этой  любви артисты поведают с помощью музыки. Концерт – спектакль исполняется в костюмах второй половины XVIII века, созданных в мастерской Лилии Ивановой в точном соответствии с модными гравюрами того времени.

Исполнители - лауреаты международных конкурсов инструментальный дуэт "The Tribute" в составе: Юлия Шайнович (альт), София Решетникова (сопрано, клавир, художественное слово).
Инструментальный дуэт «The Tribute» уже не первый раз с удовольствием исполняет свои программы в уютном зале Галереи Тушино. Каждая из программ представляет отдельную эпоху, стиль, традиции времени, а также погружает слушателя в историю жизни того, или иного композитора. Визитной карточкой коллектива являются так называемые концерты-спектакли – исполнение вокальной, инструментальной и танцевальной музыки в подлинных костюмах конкретной эпохи.

Концерт-спектакль «За кулисами XVIII века. Из истории русского придворного театра». Название, пожалуй, говорит само за себя. Однако, если углубиться в историю, то следует сказать, что до века ещё не было привычного нам разделения на драматический спектакль, оперу, балет и т.д. Театральные постановки представляли собой синтез всех известных и популярных искусств того времени. Театр был самым популярным и доступным развлечением для горожан в конце XVIII века в России. И это несмотря на то, что при царе Алексее Михайловиче спектакли ставились только для царской семьи и приближенных к царю людей.

Зарождение театральной истории начинается при государе Петре I, который полюбив эту диковинку в своих заграничных поездках, решил приобщить к театру и русских городских жителей. В 1702 году по приказу Петра I на Красной площади было построено здание театра «Комедиальная храмина». Поначалу, для московских жителей спектакли были малопонятны, так как актеры играли исключительно на немецком языке. Тогда государь распорядился о создании труппы с русскими актерами. Обучением актеров было поручено заниматься Кунсту, и для этого была создана театральная школа. Первыми учениками школы стали дети имеющие талант к лицедейству. По окончанию школы они вошли в состав русского официального всенародного театра.

Как бы Петр не пытался приобщить народ к этому искусству, но государственный театр просуществовал только 5 лет. А после смерти государя театральная деятельность и вовсе пришла в упадок, так как его престолонаследники Екатерина I и Петр II были равнодушны к спектаклям. И только при правлении императрицы Анны Иоанновны восстановились придворные маскарады и спектакли. Любимым жанром императрицы были комедийные постановки. А так как опытных русских актеров в этом жанре попросту не было, то в пьесах принимали участие только приглашенные немецкие и итальянские актеры.

С правлением Елизаветы Петровны был дан новый виток в музыкальном и театральном деле. Она стала основоположницей Императорских театров России. В Петербурге было представлено огромное количество различных зрелищ. Выступали заграничные актерские и музыкальные труппы. 30 августа 1756 года императрицей Елизаветой был издан указ о формировании русского театра в Петербурге и Москве. Своя театральная труппа была сформирована и при Московском университете. В 1757 году в Москве также открывается итальянская опера под управлением популярного в те годы антрепренера Локателли, и с этим событием связывают становление театра в Москве. Позже театральная труппа Московского университета и оперный театр Локателли объединились для взаимовыгодного сотрудничества. По соглашению Локателли получал всеобъемлющее покровительство Московского университета, а в обмен обязан был обучать лицедейству студентов университетского театра.

Театр был забавой двора, и приближенные ко двору бояре переняли ее и для своего развлечения. Это стало обычаем у богатых вельмож создавать домашние театры. При правлении Екатерины II были популярны театры Румянцева, Волконского, Шереметева. Так к 1790 году, в Москве было создано более дюжины частных театров. В домашних театрах были оперные, балетные труппы, музыкальные оркестры, состоящие из крепостных. Увлечение домашними театрами при дворе поспособствовало появлению знаменитых для того времени не только актеров мужчин, но и актрис. Одной из них – обладательнице прекрасного голоса с широким диапазоном Прасковье Ивановне Ковалёвой-Жемчуговой, ставшей позднее графиней Шереметевой, посвящена исполняемая в концерте-спектакле музыка таких композиторов, как: Дж. Паизиэлло, А.М. Гретри, К.В.Глюк, В.А.Моцарт, Дж. Б. Мартини, Д.Чимароза.

Крепостной театр XVIII века – явление уникальное, единственное в своём роде. Наиболее совершенным воплощением этой идеи можно считать театр Шереметевых. Его основатель граф Петр Борисович (1713–1788) начинал с любительских постановок в своих домах в Петербурге и Москве.
«Представился покойному отцу моему случай завести начально маленький театр, к чему способствовала уже довольно заведенная прежде музыкальная капелла», — вспоминал его сын Николай Петрович.
В 1760-е годы в регулярном парке графского поместья в Кускове устроили Воздушный театр под открытым небом. Частой гостьей на представлениях здесь бывала Екатерина II.

Кадры изыскивались среди крепостных. Заметив способности в крестьянском сыне, его отправляли на учебу. За музыку отвечал доморощенный композитор Степан Дегтярев, который учился в Италии и сочинил около 60 крупных произведений. Труппа была гордостью графа. Она могла представить пять спектаклей в разных жанрах в один день. Среди актрис выделялась Прасковья Ковалева-Жемчугова, чей талант с детства развивали лучшие педагоги. Дочь кузнеца стала не только музой, но и женой самого графа.

Романтическая история этой любви легла в основу концерта-спектакля, который исполняется в костюмах второй половины XVIII века, созданных в мастерской Лилии Ивановой в точном соответствии с модными гравюрами того времени.

Исполнители программы – дуэт «The Tribute»:
Юлия Шайнович (альт)
София Решетникова (сопрано, фортепиано, художественное слово)



Возрастной ценз: 12+
Галерея
Тушино
Бульвар Яна Райниса, д.19, корп.1
м. Сходненская

+7 (499) 493-14-67
tushino@vzmoscow.ru

Время работы галереи:
вт-вс 11:00-20:00