В Галерее Тушино Объединения «Выставочные залы Москвы» с 10 по 17 декабря будет проходить выставка «ХРАМ НА ВЕРШИНЕ ГОРЫ». На выставке будут представлены копии картин старых мастеров и авторские работы современных российских художников в традиционных китайских техниках.
У китайской живописи гохуа богатая история и глубокие культурные корни. Ранняя китайская живопись выполнялась одной чёрной тушью, при этом художники достигали широкого спектра оттенков от густо-чёрного до серебристо-серого (пейзаж и жанровые композиции). Приемы и техники китайской живописи многообразны, но можно выделить два основных: гун-би и се-и.
Стиль гун-би - дословно переводится с китайского языка как «тщательная или прилежная кисть». Технике гун-би присуща тщательность и точность в написании деталей, четкая прорисовка элементов, контурных линий, обрисовывающих предметы в композиции. Ни один волосок животного, ни одна тычинка цветка не ускользнет от глаза художника, все должно быть выполнено максимально реалистично. Картины стиля Гун Би пишутся на "готовой" (пропитанной специальным фиксирующим раствором) "рисовой" бумаге Сюань или шёлке. Зафиксированная бумага или ткань не дает туши и воде растекаться, позволяя создавать очень точные изображения.
Техника Се И – это "живопись идеи". В самом названии этого стиля, которое переводится буквально "Писать Смысл, Идею" заложено его основное свойство и узнаваемость. Изображения стиля Се И достаточно абстрактны, они не являются непосредственно рисунком объекта, а передают его образ. Се И - это "абстракционизм по-китайски". Чем меньшим количеством движений и элементов передан образ, настроение и чувство объекта, тем больше ценится картина. Простота лаконичного изображения Се И весьма обманчива, работа в этом стиле кроме упорных тренировок требует большой точности руки и твердости духа. Картины стиля Се И пишутся на "живой", не обработанной и не пропитанной ничем, "рисовой" бумаге Сюань. Она быстро впитывает воду, тушь и краски.
Будучи самостоятельным жанром, китайский пейзаж также является самостоятельной техникой. Для написания пейзажа используются свои, характерные для этого стиля технические приемы. Техника изображения традиционного китайского пейзажа является неким "стыком" техник Се И и Гун Би. Для традиционного пейзажа характерно комбинирование цельных пятен-силуэтов, которые больше присущи Се И, и точного линейного рисунка, который можно встретить в Гун Би. Особенным и обязательным элементом пейзажа являются штрихи "цунь", которых можно насчитать несколько десятков видов. Каждый из них легко визуально узнаваем и имеет свое название.
Есть в китайской живописи интересный стиль - называется могуфа, что буквально означает «бескостная», «не имеющая костей», то есть в рисунке не используется тушевой контур и штрихи, только красочные пятна или линии. Стиль этот довольно популярен среди современных художников, хоть и появился полторы тысячи лет назад во времена династии Лян (502—557).
Обычно работы пишутся на тонкой бумаге, которая создается старинным способом из рисовой соломы и древесины и имеет название «Сюаньчжи». Художники пишут картины тушью и натуральными минеральными красками. После того, как картина написана, ее необходимо оформить. Тут художник обращается к традициям старых мастеров, поскольку картину нужно проклеить определённым способом, чтобы она не потеряла структуру и краски. Оформление картин тоже бывает разным, поэтому они могут иметь формы свитка, альбома, раскладной ширмы, веера.
Художественный коллектив любителей китайской живописи и культуры представит вниманию посетителей выставки коллекцию работ в стилях гун-би, могуфа и традиционного китайского пейзажа. Участники выставки уже много лет увлечены китайской живописью. Дудина Татьяна, Скворцова Арина, Томина Наталья и Киндеева Елена обучались в школе китайской живописи «Чаинка», а также под руководством опытных мастеров: Щербаковой Ольги, Сумароковой Ольги, Обуховой Ольги, Ван Донмэй, Ту Чжунь. В экспозиции, кроме живописных работ, представлены инструменты художников (кисти, краски, бумага, печати), веера, свитки и фарфор (вазы, сервиз, статуэтки), фрагменты работы.
Известный пейзажист Го Си в своём трактате «О живописи» считает картину своеобразным психологическим портретом автора, подчеркивая высокий смысл личности и благородства художника. Го Си особо выделяет необходимость совершенства личности мастера. Другим важным аспектом произведения живописи он считает поэтичность: «Поэзия — это лишённая формы живопись; живопись — это обретшая форму поэзия».
В последние годы интерес к технике гохуа возобновился и стиль переживает второе рождение. Выставка, несомненно, будет интересна всем любителям китайской живописи.